В России действуют десятки украинских землячеств, в том числе, возглавляемые знаменитыми людьми. В их числе есть и несколько украинских культурных центров: например, Общественная организация «Днипро» в Кабардино-Балкарии, которая поддерживает дружеские и деловые связи со всеми национальными культурными центрами республики.
Украинская диаспора – одна из многочисленных среди народов, населяющих Кабардино-Балкарию. По данным на 1 сентября 2022 года их проживает на территории региона порядка пяти тысяч человек. Органы государственной власти и общественные объединения КБР сотрудничают в сфере обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, решении задач по укреплению этнокультурных связей и расширению контактов между общественными объединениями граждан в рамках реализации государственных целевых программ и проектов в сфере межнационального согласия. Только вот «Днипро» в последние восемь лет в этой работе принимает минимум участия.
Эта организация ни разу за всё время не призвала руководство Украины остановить братоубийственную, как называли это в Киеве, «антитеррористическую операцию». Не осудила снос в различных областях Украины памятников великим русским писателям и поэтам. Вместе с тем, в «Днипро» открыто не поддержали действия Президента России Владимира Путина, который решил 24 февраля начать специальную военную операцию по защите жителей Донбасса.
Складывается такое впечатление, что украинский культурный центр в Нальчике живет по принципу, изложенному в одной хорошей пословице, — «Моя хата с краю». Правда, в хате бы тоже не мешало навести порядки, не только в головах.
Об этом напомнили телеграм-каналы Кабардино-Балкарии, которые рассказали, что в не таком далеком 2010 году в центре «Днипро» произошло знаменательное, как это выставляли в самой организации, событие: в фонды центра были переданы личные вещи украинского националиста, террориста Романа Шухевича. Сделала это его младшая сестра Наталия, которая в годы бурной деятельности своих одиозных братьев содержала явочную квартиру по приему курьеров закордонного центра, за что была осуждена к 10 годам каторжных работ на лесоповале на Урале и пяти годам ссылки в Казахстане.
Для понимания всей абсурдности ситуации, происходившей тогда в Нальчике на фоне передачи «реликвий», стоит напомнить, чем вообще по жизни занимался Роман Шухевич. В 1926 году он убил школьного инспектора Яна Собинского, желавшего, чтобы в школах преподавали не только украинский, но и польский язык. В 1939 году, находясь на территории нацистской Германии, Шухевич обучал в Закопане курсантов для батальона ОУН «Нахтигаль», которым 30 июня 1941 года приказал захватить Львов и уничтожить там почти 4000 евреев и поляков. За эту операцию украинский националист был удостоен награды из рук самого Эрнста Кальтенбруннера — начальника управления безопасности СС.
Но и это еще не всё. В декабре 1942 года была сформирована Украинская повстанческая армия (запрещенная в РФ организация — прим. автора), куда вошла ОУН вместе с батальоном «Нахтигайль». Роман Шухевич, будучи по псевдониму Тарасом Чупрынка, генералом-хорунжим, издавал документы, в которых приказывал уничтожать евреев и поляков, при этом не трогая лишь медиков и химиков.
«В связи с успехами большевиков следует поспешить с ликвидацией поляков, под корень вырезать чисто польские села, жечь села смешанные, только польское население уничтожать. Здания польские жечь только в том случае, если они удалены от украинских зданий не менее чем на 15 метров. За убийство одного украинца поляками или немцами расстрелять 100 поляков. Вести разведку среди поляков, выяснять силу сопротивления и степень вооружения», — гласили документы приказов, которые подписывал националист Шухевич.
И личные вещи этого изверга и убийцы культурный центр «Днипро» радушно принял к себе на хранение. И вероятнее всего хранит их до сих пор.
В период, когда на Украине до сих пор идет преследование и убийство русскоязычного населения националистическими батальонами, символом которых являются подобные Шухевичу люди, когда улицы городов переименовывают в честь фашистских коллаборационистов, стоит руководству и активу «Днипро» наконец определиться, с кем они сегодня. С Россией, где не стирают из памяти людей великих украинских писателей, или с нынешней украинской властью?
Позиция «Моя хата с краю» уже не подходит…